Характеристика контингента воспитанников ДОУ
Основной структурной единицей МБДОУ № 58 является группа детей дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 6 групп:
4 группы общеразвивающей направленности:
1 группа раннего возраста для детей 2-3 лет, 3 группы дошкольные общеразвивающие:
— младшая группа для детей от 3 до 4 лет
— средняя группа для детей от 4 до 5 лет
— подготовительная группа для детей от 6 до 7 лет
2 группы компенсирующей направленности:
— старшая группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет
— подготовительная группа компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
Реализуемые программы
Образовательная программа в МБДОУ построена в соответствии с требованиями:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»)
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.11.2022, регистрационный № 70809)
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности
- Уставом МБДОУ
Образовательная программа МБДОУ (далее – Программа) включает в себя единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта и ФОП ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный:
- В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
- Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы, взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп. В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, определяющая задачи и направления воспитательной работы, предусматривающая приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий ее реализации; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в МБДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает ссылку на примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Обязательная часть образовательной программы МБДОУ представлена следующими программами:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
В группах компенсирующей направленности в МБДОУ реализуется Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР). Используются следующие программы:
- «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой
- Примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной
Программы, пособия и технологии, обеспечивающие реализацию части программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Региональная программа «Родники Дона» Р.М. , Чумичевой , О.Л. Ведьмедь, Н.А. Платохиной
- Программа патриотического воспитания дошкольников «Юный патриот» Т.Н .Ерофеева, Е.М. Марич, Е.А. Сухова
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательной деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, элементы электронного обучения.
В МБДОУ организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На официальном сайте МБДОУ размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
В МБДОУ создано современное цифровое пространство. В работе с детьми активно используются электронные образовательные ресурсы: сенсорная панель, интерактивные доски, проектор, магнитно-маркерная доска, развивающий интерактивный стол, музыкальные центры, магнитофоны.
Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
- Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МБДОУ.
- Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
- Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.
- Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями):
- Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка.
- Открытость.
- Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей).
- Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье.
- Возрастосообразность.
- Сотрудничество.
Деятельность педагогического коллектива МБДОУ по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
- Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка, об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
- Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в МБДОУ образовательной программы, условиях пребывания ребенка в группе МБДОУ, содержании и методах образовательной работы с детьми.
- Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и др.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов МБДОУ совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности МБДОУ уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и/или индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
- Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и другие виды деятельности детей.
- Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и др.; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые МБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты МБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму: совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и др.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в МБДОУ. Эти материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребенком (с учетом возрастных особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и МБДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам МБДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия МБДОУ с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста
Рабочие программы педагогов
В МБДОУ № 58 реализуются рабочие программы, разработанные педагогами детского сада в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Образовательной программой МБДОУ, учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Рабочие программы – это нормативный документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, характеризующая систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочие программы учитывают образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности. Приложением к рабочим программам педагогов является календарный план работы.